Острог, Ровенская область

 
 

Острог, Ровенская область

ЗАМОК, XIV—XIX



Из книги:
"Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР"

ОСТРОГ,город. Координаты: 50.3292,26.5167 том 3, стр.317

ЗАМОК, XIV—XIX том 3, стр.317
ул. Замковая гора, 5|. Расположен на холме, поднимающемся на высоту около 20 м над равниной. Построен на месте древнерусского городища XI—XII вв.. нерегулярный в плане, его конфигурация обусловлена рельефом холма. Состоял из каменных и деревянных укреплений, был окружен рвом, наполняющимся водой из р. Грабарка. Его обороноспособность дополнялась Окольным замком, ныне не существующим. В настоящее время комплекс сооружений на Замковой горе состоит из «Вежи мурованной». Новой башни (Круглой). Богоявленской церкви и надвратной колокольни. 317 «Вежа мурованная», XIV а. Расположена в юго-восточной части на крутом склоне холма. Древнейшее ядро сооружения — донжон — построен во второй половине XIV в. и был первым каменным сооружением укреплений Замковой горы. В конце XV — начале XVI вв. к первоначальному ядру сооружения пристроили юго-восточный угол прямоугольного в плане объема. В это же время и на протяжении второй половины XVI в. подверглись переделкам бойницы Вежи и частично своды в отдельных помещениях. Контрфорсы появились в период XV — XVII вв. В конце XVI в. здание получило ренессансный декор. В 1797 г. древний третий ярус за ветхостью был разобран и в начале XIX в. возведен заново. На протяжении XIX в. здание претерпело отдельные перестройки. В 1913—1915 гг. проведены ремонтно-рестав-рационные работы с приспособлением сооружения для культурно-просветительских целей (исторический музей, библиотека, зал для народных чтений). Работы проводились архит. В. Г. Леонтовичем под руководством акад. П. П. Покрышкина. Архитектурный облик, сложившийся к концу XIX в., был сохранен. В настоящее время используется под городской краеведческий музей. Башня сложена из песчаника и кирпича. В плане приближается к прямоугольнику, на южном фасаде асимметрично размещен большой полукруглый выступ. С юга, запада и востока укреплена контрфорсами. Из-за резкого перепада рельефа местности сооружение с анешнггй стороны имеет три яруса (промежуточный расположен в восточной час?и здания), о со стороны двора замка — два. Нижний, пг.м подвальный этаж состоит из четырех два из которых не имеют естественного щения, в одном находился древне - холодец. Главный зал подвала перекрыт храмовым сводом, другие помещения — полуциркульными сводами. В промежуточном ярусе соховни-лась единственная первоначальная бойницл башни. Средний ярус расположен на урооне двора детинца, состоит, как и нижний, из четырех помещений, перекрытых полуциркульными сводами, имеет два входа со стороны двора. Главный зал этого яруса имеет в полукруглой стене пять квадратных бойниц, перекрыт полуциркульным сводом с распалубками. Во внутренней стене, отделяющей зал от помещения, расположенного севернее, имеется готический портал стрельчатой формы, оформление которого состоит из плоских тесаных блоков и валиков, разделенных желобками. Один из валиков имеет внизу базу в виде витой колонки. Верхний этаж состоит из семи комнат и полукруглой веранды. Перекрытия плоские. Современная планировка — результат перестроек. В одной из комнат сохранился ренессансный Замок в г. Сороге, вид с юга. ШИШИ пинии ивежа мурованная». Общий вид. План 318 I Новая башня. Общий вид. План. портал (XVI в.), выложенный из тесаного песчаника, декорированного резьбой. Вход на верхний этаж по наружной лестнице. Вежа является уникальным произведением оборонной архитектуры средневековой Волыни. Новая башня [круглая], конец XVI в. Расположена на юго-западном углу замкового двора. Сложена из камня и кирпича, круглая в плане, со стороны двора — с трапециевидным вырезом. Трехъярусная, с цокольным ярусом со стороны рва, нижняя часть глухая, укреплена тремя контрфорсами, верхние ярусы имеют бойницы. Завершает башню пояс машикулей на фигурных каменных кронштейнах, несущий глухую аркаду с профилированными импостами, и фигурные зубцы. По художественным достоинствам башня является выдающимся произведением украинской архитектуры XVI в., развившейся под влиянием ренессанса. Богоявленская церковь, XV—XVI вв. Памятник был связующим звеном между древнерусским культовым зодчеством и архитектурой Украины XVI—XVII вв. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят ее основание к первой половине XV в., другие к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887—1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готи-ко-ренессансными чертами. Конфигурация плана трехнефного объема сохранена, апсидная часть удлинена в восточном направлении. Сложена из кирпича, структурно повторяет крестовокупольную схему древнерусских храмов. Трехнефная, трехапсидная, четырехстолп-ная, пятикупольная. План без восточной части — квадратный, опорные столбы квадратного сечения поставлены на его диагоналях. Средний неф шире боковых, апсидная часть понижена по отношению к основному объему. Северная оборонная стена толще других, кроме бойниц в форме перевернутой замочной скважины; имеет широкий уступ, который в древности был огражден и служил дозорной площадкой. Стена над уступом декорирована глухой аркадой. Южный и западный фасады укреплены уступчатыми контрфорсами. Полуциркульным сводам соответствуют снаружи закомары. Значительно вытянутые подкупольные восьмигранные световые барабаны имеют глухие основания, декорированные уступчатыми арочными 319 нишами, повторяющимися в закомарах. Северо-восточный барабан сохранил первоначальную трехмастную композицию. В древности декоративное убранство сооружения носило готико-ренессансный характер, выявленный в каменных резных наличниках и порталах, стрельчатых подпружных арках, переплетах окон, очертаниях закомар. В интерьере масляная живопись 1887—1891 гг. Въездом на территорию памятника служит сквозной арочный проем первого яруса кирпичной, трехъярусной, два восьмерика на четверике надвратной колокольни, построенной в 1905 г.

ЛУЦКАЯ НАДВРАТНАЯ БАШНЯ, вторая половина XV — начало XVI вв. том 3, стр.320

(ул. Паланина). Была важнейшим звеном в кольце городских укреплений, защищала город со стороны дороги на Луцк. Сооружение выполняло функции городских ворот и одновременно оборонной башни. Относится к самобытному типу укрепления, сформированному на Волыни вследствие слияния двух отдельных оборонных сооружений — замковых ворот и барбакана. Состоит в плане из прямоугольника и овала, что было продиктовано местом сооружения в общей системе укреплений и конкретными природными условиями. Торец прямоугольной части обращен в сторону города. Для расширения зоны флангового обстрела башня была поставлена таким образом, что всем своим объемом выступала за линию оборонных стен, примыкающих к ее торцу. Первоначально сооружение было двухъярусным, в конце XVI — начале XVII ев. надстроен ренессансный аттик с бойницами. Башня трехъярусная, сложена из песчаника на известковом растворе, кладка армирооамс деревянными связями. В первом ярусе находился проезд. Третий ярус — ренессаисный аттик с фигурными зубцами и лепными розетками, смягчающий оборонные черты башни и придающий ей характер светской архитектуры. Въезд обрамлен порталом из тесаного камня. В нижнем поясе аттика находятся бойницы в форме перевернутой замочной скважины. С внутренней стороны в стенах башни сохранились гнезда от несущих балок деревянных боевых галерей. Характерными особенностями памятника являются монолитная кладка каменных стен, рациональная форма плана, четкое и простое объемно-пространственное решение, поярусное размещение бойниц в шахматном порядке, вследствие чего не оставалось непростреливаемых участков перед башней и вдоль оборонных стен. Памятник служит своеобразным примером оборонных сооружений Украины XVI в.
### ТАТАРСКАЯ НАДВРАТНАЯ БАШНЯ, вторая половина XV — начало XVI вв. том 3, стр.320
(ул. Дзержинского). Входила в состав городских укреплений, являлась важнейшим звеном в общей системе обороны города, защищала въезд I I Богоявленская церковь. Вид с юго-востока. План. 320 Луцке* надвратиая башня в г. Остроге. ОЬщии вид. План. в город со стороны дороги на Звягель (Но-воград-Волынский). В плане представляет собой сочетание эллипса с прямоугольником (объем эллипса превышает объем прямоугольной части). Башня полностью выступала за пределы каменной оборонной стены, непосредственно связанной с ее торцовым фасадом, обращенным в сторону города. Такое плановое и объемное решение давало возможность максимально увеличить зону фланкирующего обстрела из бойниц. радиально размещенных в криволинейной части сооружения и на боковых фасадах прямо угольного в плане объема башни. Первоначаль но сооружение было двухъярусным, в конце XVI—начале XVII вв. надстроен ренессансныи аттик с бойницами. К настоящему времени утрачена значительная часть эллипсовидного объема башни и верх аттика. Сложена из песчаника на известковом раство ре, кладка армирована деревянными связями Трехъярусная, в первом ярусе был сквозной арочный проезд. Третий ярус — аттик с бойницами в форме перевернутой замочной скважины; внутри башня поярусно имела деревянные обходные галереи. Памятник представляет уникальный тип укрепленных городских ворот, который является своеобразно трактованной разновидностью небольшого барбакана, сочетающего функции городских ворот и оборонительной башни Относится к наиболее значительным оборонным сооружениям, сохранившимся до наших дней на территории Украины „г- Татарская башня я г. Остроге. Общий вид. План 321

УСПЕНСКИЙ КОСТЕЛ, XV—XIX вв. том 3, стр.322
Первоначально сооружение было православной церковью, в 1442 г. перестроено под костел монастыря доминиканцев. В 1887 г. приобрело псевдоготический облик, в 1897 г. перестроено в классицистическом стиле с возведением купола (архит. В. Петровский). Сооружение кирпичное, крестовое в плане, с двумя низкими объемами, пристроенными в 1625 и 1750 гг. по обеим сторонам апсиды. Средняя часть перекрыта куполом на цилиндрическом барабане. Северная, южная и западная части одинаковой длины, апсида наиболее вытянута, ее восточная полукруглая стена — древнейшая часть сооружения — укреплена тремя контрфорсами. Фасады расчерчены горизонтальным рустом, окна обрамлены архивольтами с замковыми камнями в шелыге. Главный вход подчеркнут четырехколонным портиком тосканского ордера. Западный, восточный и северный объемы перекрыты полуциркульными сводами с распалубками, южный — крестовым сводом. В интерьере доминирует высотно раскрытое пространство купола.


Создан 11 сен 2005



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Join Uploading.com today!